Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях для любой компании важно быть конкурентно способной. При этом необходима оптимизация рисков, связанных с ведением бизнеса, их минимизация.
Для этого компании прибегают к различным стратегиям: например, концентрация на определенной нише, давая рынку уникальный продукт, не имеющий аналогов; либо стратегия инвестиций в расширение производства, ассортимента, что увеличивает бренд-портфолио и, в случае возникновения внешних или внутренних угроз, позволяет без больших потерь переключаться с продукта на продукт (как пример, акцент с более дорогих, премиум продуктов, на более доступные, масс-продукты).
Опыт крупных международных корпораций показывает, что диверсифицированный портфель помогает переживать кризисы и оставаться на плаву.
Большое количество компаний смогли повысить свое конкурентное преимущество во время кризиса 2008 года путем акцентирования стратегии компании на наиболее эффективном пуле брендов, которые точно работают в том или ином регионе. Другими словами, чем более широкий, диверсифицированный, портфель брендов у компании, тем больше вероятность, что в течение внешних экономических угроз или внутренних, локальных, компания сумеет остаться на своем месте или в рынке, или даже нарастит рыночную долю ввиду слабости конкурентов.
В данной работе подробно будет рассмотрена стратегия диверсификации, так как на сегодняшний день она является одной из самых популярных среди компаний.
Целью данной работы является составление рекомендаций по организации процессов диверсификации производства как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
- рассмотреть теоретические аспекты диверсификации деятельности предприятия;
- провести анализ эффективности деятельности предприятия;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия за счет использования диверсификации производства предприятием.
В качестве объекта исследования в работе выступает компания АО «Макфа».
В качестве предмета исследования в работе выступает совокупность социально-экономических отношений в рамках исследования процессов диверсификации производства как способ повышения конкурентоспособности предприятия.
Для изучения корпоративных медиа требуется комплекс методов − применение информационно-аналитического метода способствовало систематизации и анализу значительного объема материала. Для сбора эмпирической информации применялись методы анализа документов, наблюдения и опроса (анкетирование).
Методологической основой работы являются учебные пособия по финансовому анализу, публикации в периодической печати по теме дипломной работы, первичные документы исследуемой организации, а также данные бухгалтерской финансовой отчетности компании.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономического анализа, менеджмента.
Курсовая работа состоит из следующих разделов: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность диверсификации производства
Диверсификация продукции – это увеличение ассортимента произведенных товаров и услуг, перенаправление сбыта на другие сегменты рынка, освоение новых технологий производства с целью получения экономической выгоды и избегания банкротства компаний .
Со временем данное определение вышло за рамки экономики и стало активно использоваться в таких науках, как: маркетинг, финансы и пр. Так, в маркетинге, под диверсификацией понимается расширение специализации компании, то есть выход на новый для нее рынок, включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности организации, что позволяет снизить его уязвимость на рынке.
В инвесторской практике термин трактуется как стратегия использования широкого круга объектов инвестиций денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска.
В финансовой сфере диверсификация означает один из способов снижения риска инвестиционного портфеля, заключающегося в распределении инвестиций между различными активами, входящими в него.
В сфере производства под диверсификацией понимается повышение экономической или финансовой устойчивости и конкурентоспособности компании, которое характеризуется изменениями ассортимента и структуры производимой продукции, работ или услуг .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в разных сферах под исследуемой дефиницией понимаются разные процессы, однако заметны и общие характеристики. Диверсификация в экономическом аспекте рассматривается как процесс освоения новых сфер производственной, экономической, финансовой и прочих видов деятельности субъекта, имеющий своей целью снижение рисков, повышение рыночной устойчивости и конкурентоспособности .
Диверсификация продукции представлена как определенная форма борьбы с конкуренцией в условиях современного рынка. Она проявляется в масштабном производстве одного и того же товара с различными модификациями.
Согласно этой схеме, существуют 3 вида диверсификации :
- связанная;
- несвязанная;
- комбинированная.
Связанная диверсификация - это новая сфера функционирования фирмы, которая связана с уже существующими сферами бизнеса.
Эта взаимосвязь представлена:
- производственными отношениями, то есть единая мощность и связь технологии при расширенном ассортименте выгодной продукции;
- маркетингом, который применяется при использовании и развитии единой базы контрагентов и условий сбыта продукции (взаимосвязь между рекламными проектами);
- менеджментом, поскольку с помощью управленческого аппарата появляется возможность к масштабному и разветвленному производству без значительных преобразований.
Несвязанная диверсификация представлена как новая сфера функционирования компании, которая не имеет взаимосвязи с уже существующими сферами.
Основные преимущества данного типа диверсификации представлены такими факторами :
- инвестирование осуществляется только в финансово-привлекательные и перспективные сферы бизнеса;
- формирование хозяйственной деятельности с максимально возможной финансовой отдачей является приоритетным направлением.
Комбинированная диверсификация - объединяет в себе связанную и несвязанную диверсификацию. Такой вид диверсификации считается более распространенным.
Ее осуществление происходит с помощью таким методов, как:
- накопление достаточного количества стратегических хозяйственных зон, которые относятся и к связанной, и к несвязанной диверсификации;
- распределение производственных и административных факторов, развивающихся в условиях связанной диверсификации, между группами несвязанного вида.
Очень часто именно диверсификация продукции является оптимальной стратегией для компании. Поскольку с ее помощью предприятия могут полностью изменить стратегические зоны бизнеса и ассортимент их продукции. В таких случаях компании отделяются от изначальной сферы деятельности и переходят на новую бизнес-модель.
Помимо известных в экономике плюсов от диверси¬фикации для компаний (устойчивости финансового состояния и пр.), предприя¬тия смогут оперативно реагировать на изменения потребительских предпочтений, смещая акцент с изго¬товления одних товаров на другие.
Грамотную специализацию производства внутри страны между регионами можно обеспечить только централизованно. Децентрализация же доводит большинство проектов до отчетного формализма. Российский союз промышленников и предприни¬мателей совместно с торгово-промышленной палатой и другими ведомствами имеют необходимые ресурсы для объединения представителей производ¬ственных предприятий с целью применения ими стратегии диверсификации.
В контексте стратегического менеджмента логика такой работы представ¬ляется следующим образом :
- определение текущего состояния производственных мощностей в стране и ее регионах - формулирование миссии;
- составление видения - концепции будущего для каждого региона в от-дельности и во взаимосвязи друг с другом, формализация видения через smart-цели;
- разработка стратегии - плана мероприятий по достижению поставленных целей и видения в целом.
Миссия, видение и стратегия должны пересматриваться с периодичностью, позволяющей учесть, как достигнутые результаты, так и новые обстоятельства (внешние и внутренние). Цикл Шухарта-Деминга наилучшим образом подходит для понимания содержания описанной работы .
Уровень экономической безопасности в результате такой диверсификации будет выше, если предложенный алгоритм реализовывать в соответствии с кон¬цепцией устойчивого развития. В противном случае решение одних проблем (связанных с геополитической ситуацией) может усугубить другие (обусловлен¬ные техногенным типом развития), снизив в конечном итоге экологически скор¬ректированный чистый внутренний продукт.
На уровне региона в выборе среди альтернативных решений диверсифика¬ции производства следует отдавать приоритет вариантам создания замкнутых технологических циклов с полным использованием производственного сырья и отходов. В паре со структурной перестройкой экономики развитие ресурсосбе¬регающих и малоотходных технологий позволят создать действительно конку¬рентоспособную продукцию.
1.2. Анализ критериев и параметров выбора способа диверсификации предприятия
Часто случается так, что та или иная фирма концентрирует свои усилия на росте только в одной области. Это, в большинстве случаев, позволяет ей достичь конкурентного преимущества в данной отрасли. Однако, к примеру, на рынке возможно появление новых товаров-субститутов. И это заставляет бизнес вторгаться в другие сферы, нередко не имеющие никаких функциональных и производственных связей с предшествующей продукцией .
Ключевым вопросом диверсификации при этом будет являться определение тех оптимальных границ и перечней видов деятельности, которые могут иметь место в стратегическом плане компании. Для этого компания должна пройти определенные этапы диверсификации, которые стоит рассмотреть подробнее.
Изучение и дальнейшая оценка положения фирмы - это первый этап диверсификации, который подразумевает уточнение следующего :
- степени достижения диверсифицирования, выраженной через соотношение общего объема реализации товаров к объему продаж конкретного подразделения;
- видов диверсификации;
- характера хозяйственных операций (внутреннего, многонационального или глобального);
- направленности действий, необходимых для создания и развития новых подразделений или укрепления ключевых уже существующих позиций;
- шагов, необходимых для расширения портфеля и захвата новых отраслей, которые подразумевают избавление от неперспективных участков, а также использование усиления конкурентных преимуществ в вопросах соотношения инвестиций по различным направлениям.
Разработка бизнес-плана диверсификации деятельности предприятия позволит правильно ответить на эти и другие стоящие перед компанией вопросы.
При этом стоит иметь в виду, что диверсификация бизнеса компаний всегда начинается с маневрирования, построенного на сильных сторонах производства. Именно поэтому не стоит брать в пример успешную деятельность конкурентов. Ведь никто полностью не осведомлен об их возможностях и ресурсах. Подобные пробелы в знаниях могут стать причиной принятия ошибочного решения при выборе той или иной формы диверсификации. Кроме того, на данном этапе стоит провести достаточно глубокий анализ внутренних ресурсов компании, составив при этом полный перечень всех ее сильных сторон.
Еще одним моментом, весьма важным для рассмотрения на первом этапе, является достаточность имеющихся средств. Они важны для любого нового проекта. Именно поэтому стоит убедиться в наличии оптимального источника человеческих и финансовых ресурсов, которые позволят рассматривать и оценивать все возможные направления диверсификации бизнеса. В противном случае этот проект стоит отложить либо найти альтернативные пути, позволяющие увеличить долю своего присутствия на рынке (совместные предприятия, субподрядчики и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 298 с.
4. Горшков В. Стратегия диверсификации завода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/plant_divers.shtml.
5. Жихарев Г.В. Стратегия производственной диверсификации в условиях современной России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://z3950.ksu.ru/phil/T137/065-073.pdf.
6. Карапетян С.С. Управление инвестиционной деятельностью в диверсифицированных компаниях российской экономики. - М., 2017. – 325 с.
7. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 430 с.
8. Кондратьева М.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск: УлГТУ,2018. – 306 с.
9. Лузгина О.А., Диверсификация деятельности промышленных предприятий на региональном рынке // Инновации. – 2018. - № 9. - С. 29-31.
10. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 529 с.
11. Манохина Е.Э. Диверсификация производства как форма реализации стратегии промышленного предприятия в условиях кризиса: автореф. дис. канд. эконом. наук. – СПб., 2019. – 22 с.
12. Матвеева Н. Диверсификация предприятий корпоративных структур и их инвестиционная привлекательность // Общество и экономика. - 2020. - № 10. - С. 84-112.
13. Матвеева Н.А. Диверсификация предприятий железнодорожной отрасли - необходимое условие привлечения инвестиций // Бюл. транспортной информ. - 2020. - № 12. - С. 23-29
14. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/17_1_98.htm.
15. Орлова О.А. Диверсификация предприятий: сущность и классификация // Регион. экономика: теория и практика. - 2017. - № 8. - C. 9-11.
16. Парамонова Т.Д. Теоретические и методические аспекты диверсификации промышленных предприятий. - Хабаровск, 2020. – С. 16-18.
17. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 352 с.
18. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – Москва : Стандарты и качество, 2018. – 153 с.
19. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
20. Самодуров Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала [Текст]: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. - Санкт-Петербург, 2016. – 58 с.
21. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
22. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2019. – 198 с.
23. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. – Москва : Контроллинг, 2018. – 132 с.
24. Филиппов В. П. Применение метода оценки совокупного экономического эффекта от внедрения среды разработки // Вестник Российского университета кооперации. - 2020. - № 2. - С. 57-62.
25. Филиппова С.В. Эффективность диверсификации предприятия // Менеджмент: теория и практика. - 2021. - № 1/2. - С. 256-260.
26. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник. - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.